ВЕЧНОЕ В ПОВСЕДНЕВНОМ
«Хранители мгновений» фотографии.
Настоящие фотохудожники способны открывать мир,
запечатлевая минутное, чувствуя уходящее…
Сегодня техника фотографии усовершенствовалась
настолько, что превратилась из чисто технического
действа в один из типов изобразительного искусства,
родственного живописи. Фотоснимок мастера соединяет
в себе достоверность, подлинность запечатлённых событий и,
одновременно с этим, несёт художественное обобщение.
Существует меткое определение одного очень важного
момента работы фотохудожника: «он находит что-то прежде,
чем люди успеют это потерять».
АЛЕКСАНДРУ ИВАНОВИЧУ ОВЧИННИКОВУ (1925-2004 гг.),
талантливому фотохудожнику удалось не только зафиксировать
события и образы на протяжении более пяти десятилетий (!) ХХ века.
Его работы уникальны: спустя годы проявленные фотоплёнки стали
поистине символом эпохи.
В творческом наследии Овчинникова представлены разные,
но всегда удивительно трогательные и достоверные фотофакты: малая родина
Пермский край, Орловщина, где он жил и проработал более полувека.
Уроженец Урала, он запечатлел в своих фотоснимках красоту и чистую
простоту родного села Альняш. В этой серии работ отразились
повседневные реалии милой его сердцу деревенской жизни: рыбалка,
заготовка дров, посиделки на лавочке…
Внимательно наблюдавший жизнь, фотомастер успел остановить мгновения
повседневности города Орла 50-80-х годов прошлого века.
Его снимки своеобразный портрет нашего города в разные десятилетия,
в разные времена года, в разное время суток. Улицы и скверы, мосты и
кинотеатры, горожане беззаботные и поглощённые делами, улыбающиеся
и задумчивые… Памятные места и городские пейзажи, трудовые будни
и праздники, попавшие в объектив фотожурналиста «Орловского комсомольца» и
«Орловской правды» того времени А.И.Овчинникова остались на плёнке в
назидание потомкам как неотъемлемая часть жизни и не одного города, а целой страны.
Фотохудожнику удалось зафиксировать лица людей, деловые моменты
городской жизни в стремительно меняющееся послевоенное время, создать
«эффект присутствия» в значимых деталях обычной повседневности.
В чёрно-белых фотографиях Александра Овчинникова Орёл предстаёт а
бсолютно реалистичным и осязаемым. Большая часть работ репортажная
фотография жанр сложный, но дающий по-настоящему «живые» снимки.
Сочетая остроту мгновенного взгляда и момент, образно говоря, «вживания в кадр»,
автор достигает эффекта погружения в атмосферу увиденного, доводя свои
фотозарисовки до уровня социальных обобщений. Эти уличные сценки невозможно
пересказать, в них нет прямолинейности: поворот головы, ожидание во взгляде,
открытая улыбка, своеобразная поза жизнь человека в движении завораживает,
как бы превращаясь в поэзию повседневности.
В фотолетописи, отразившей почти полвека орловской истории, может,
кто-то узнает себя в молодой маме с модной причёской «бабетта» или в девочке,
взлетающей в прыжке на скакалке… А кто-то, увидев эти чёрно-белые снимки,
впервые узнает о произошедших ещё до его рождения событиях в родном городе:
например, наводнение 1970 года или перелёты на самолёте Ан-2, прозванном в
народе «кукурузником» (по причине использования его в 50-х годах прошлого
века для сельскохозяйственных авиахимработ в эпоху повсеместного выращивания
в СССР «королевы полей».
Спустя годы, фотографии, сделанные А.И.Овчинниковым, приобрели особый
смысл, став хранителями запечатлённых мест, уловив и сохранив мгновения ушедшей
эпохи, настроения людей второй половины ХХ века. В каждом его снимке ощущается
присутствие самого фотохудожника неравнодушного, жизнелюбивого человека.
Созерцательное отношение автора к жизни дарит ощущение радости и гармонии,
присутствия вечного в повседневном.
Вера Ветрова,
научный сотрудник Орловского объединённого
Государственного литературного музея И.С.Тургенева.