Как справедливо замечал И.И. Мечников, знаменитый русский ученый, увлекавшийся фотосъемками: «Если систематически закреплять при помощи фотографического аппарата всю проходящую мимо нас жизнь, то получается в результате бесконечно длинная лента изображений прошлого. А прошлое, чем дальше оно отходит, тем делается для нас дороже…».

Фотографии Александра Ивановича Овчинникова (1925-2004 гг.), талантливого фотожурналиста «Орловского комсомольца» и «Орловской правды», представляют своеобразный портрет нашего города в разные десятилетия, в разные времена года, в разное время суток на протяжении пятидесяти лет ХХ века. Достоверные события и лица горожан Орла отражены с художественной силой и правдивостью. Один из первых фотокорреспондентов Орла, получивший диплом фотоцентра при Союзе журналистов России, А.И. Овчинников создал городскую фотолетопись, которая легла в основу фотоальбомов «Город первого салюта» и «Земля Орловская».

Фотоснимки Орла, выполненные Александром Овчинниковым, отражают то самое развитие города, которое мы порой не замечаем в повседневной жизни. В современном городе многое изменилось. Однако фотохудожнику удалось зафиксировать и сохранить виды памятных мест и городские пейзажи второй половины ХХ века: танк Т-70 – первый мемориал, установленный в сквере Танкистов, трамвайные рельсы перед кинотеатром «Победа», реконструкцию Александровского моста в 1964 году, наводнение 1970 года...

Орел – абсолютно реалистичный и осязаемый – предстает в черно-белых фотографиях Александра Овчинникова. Большая часть работ выполнена в жанре «репортажной фотографии», - жанре сложном, но дающем по-настоящему «живые» снимки. Эти уличные сценки невозможно пересказать, в них нет прямолинейности: ожидание во взгляде, открытая улыбка, уверенная поза – жизнь города в своем движении и развитии завораживает, превращаясь в поэзию повседневности. Как верно отметил Алексей Кондратенко, «снимки Овчинникова не только передают новым поколениям характер людей предыдущих десятилетий, они несут жизнеутверждающую энергию новому веку».

Работы Александра Ивановича Овчинникова, перейдя за рамки фотоинформации, обрели долгую жизнь, потому что уловили и остановили мгновения времени. Спустя годы проявленные фотопленки превратились в страницы истории орловской земли.

 

Вера Ветрова, научный сотрудник Орловского объединенного

    государственного литературного  музея  И.С. Тургенева

ВЕЧНОЕ В ПОВСЕДНЕВНОМ

         «Хранители мгновений»  фотографии.
Настоящие фотохудожники способны открывать мир,
запечатлевая минутное, чувствуя уходящее…
Сегодня техника фотографии усовершенствовалась
настолько, что превратилась из чисто технического
действа в один из типов изобразительного искусства,
родственного живописи. Фотоснимок мастера соединяет
в себе достоверность, подлинность запечатлённых событий и,
одновременно с этим, несёт художественное обобщение.
Существует меткое определение одного очень важного
момента работы фотохудожника: «он находит что-то прежде,
чем люди успеют это потерять».
           АЛЕКСАНДРУ ИВАНОВИЧУ ОВЧИННИКОВУ (1925-2004 гг.),
талантливому фотохудожнику удалось не только зафиксировать
события и образы на протяжении более пяти десятилетий (!) ХХ века.
Его работы уникальны: спустя годы проявленные фотоплёнки стали
поистине символом эпохи.
           В творческом наследии Овчинникова представлены разные,
но всегда удивительно трогательные и достоверные фотофакты: малая родина 
Пермский край, Орловщина, где он жил и проработал более полувека.
Уроженец Урала, он запечатлел в своих фотоснимках красоту и чистую
простоту родного села Альняш. В этой серии работ отразились
повседневные реалии милой его сердцу деревенской жизни: рыбалка,
заготовка дров, посиделки на лавочке…
Внимательно наблюдавший жизнь, фотомастер успел остановить мгновения
повседневности города Орла 50-80-х годов прошлого века.
Его снимки  своеобразный портрет нашего города в разные десятилетия,
в разные времена года, в разное время суток. Улицы и скверы, мосты и
кинотеатры, горожане  беззаботные и поглощённые делами, улыбающиеся
и задумчивые… Памятные места и городские пейзажи, трудовые будни
и праздники, попавшие в объектив фотожурналиста «Орловского комсомольца» и
«Орловской правды» того времени А.И.Овчинникова остались на плёнке в
назидание потомкам как неотъемлемая часть жизни  и не одного города, а целой страны.      
                   Фотохудожнику удалось зафиксировать лица людей, деловые моменты
 городской жизни в стремительно меняющееся послевоенное время, создать
 «эффект присутствия» в значимых деталях обычной повседневности.
          В чёрно-белых фотографиях Александра Овчинникова Орёл предстаёт а
бсолютно реалистичным и осязаемым. Большая часть работ  репортажная
фотография  жанр сложный, но дающий по-настоящему «живые» снимки.
Сочетая остроту мгновенного взгляда и момент, образно говоря, «вживания в кадр»,
автор достигает эффекта погружения в атмосферу увиденного, доводя свои
фотозарисовки до уровня социальных обобщений. Эти уличные сценки невозможно
пересказать, в них нет прямолинейности: поворот головы, ожидание во взгляде,
открытая улыбка, своеобразная поза  жизнь человека в движении завораживает,
как бы превращаясь в поэзию повседневности.
           В фотолетописи, отразившей почти полвека орловской истории, может,
кто-то узнает себя в молодой маме с модной причёской «бабетта» или в девочке,
взлетающей в прыжке на скакалке… А кто-то, увидев эти чёрно-белые снимки,
впервые узнает о произошедших ещё до его рождения событиях в родном городе:
например, наводнение 1970 года или перелёты на самолёте    Ан-2, прозванном в
народе «кукурузником» (по причине использования его в 50-х годах прошлого
века для сельскохозяйственных авиахимработ в эпоху повсеместного выращивания
в СССР «королевы полей».
           Спустя годы, фотографии, сделанные А.И.Овчинниковым, приобрели особый
смысл, став хранителями запечатлённых мест, уловив и сохранив мгновения ушедшей
эпохи, настроения людей второй половины ХХ века. В каждом его снимке ощущается
присутствие самого фотохудожника  неравнодушного, жизнелюбивого человека.
Созерцательное отношение автора к жизни дарит ощущение радости и гармонии,
присутствия вечного в повседневном.

                                                           Вера Ветрова,
                                           научный сотрудник Орловского объединённого
                                           Государственного литературного музея И.С.Тургенева.

© desant-orel

написать нам можно по адресу:

desant-orel@yandex.ru

Сделать бесплатный сайт с uCoz